Интервью с призерами заключительного этапа ВсОШ по истории Андреем И. и Георгием Ц.

Интервью Серафимы З.

С.З. Вашим наставником при подготовке к олимпиаде стала Светлана Александровна Кретова, учитель истории и обществознания. У Светланы Александровны много олимпиадников. Мотивирует ли то, что вы видите рядом с собой людей, которые тоже что-то выиграли, чего-то добились?

Г.Ц.: Наверное, здесь сложнее ситуация, мы все-таки вместе этим занимались, вместе выигрывали что-то. Конечно, когда перед глазами примеры людей, которые что-то выиграли, когда ты понимаешь, что они благодаря этому смогли получить (например, преференции при поступлении) – это, конечно, играет большую роль. Наверное, именно благодаря этому мы в принципе этим занялись.

А.И.: Я объясню: у нас в классе было четыре человека, которые участвовали в олимпиадном движении (до прихода в лицей я лично никак этим не интересовался, только как-то случайно попал на олимпиадные курсы. Мне просто родители сказали: “Давай попробуем”. Я сказал: “Ладно”). В рамках этого круга у нас была какая-то конкуренция. На других мы тоже ориентировались. Можно сказать, это мотивировало во многом.

С.З.: Конкуренция помогает или мешает?

А.И.: Конкуренция, конечно, помогает в самом процессе подготовки, но она очень сильно “добавляет нервов”. В такие моменты тебе кажется, что лучше бы этого всего не было, лучше бы ты не нервничал и все было спокойно, чтобы не было никакой конкуренции. Но потом, оглядываясь назад, понимаешь, что без этого ты, скорее всего, расслабился бы и не стал бы ничего добиваться.

Г.Ц.: В ситуации постоянного нагнетания этих мыслей, что обязательно будет конкуренция, обязательно, если кто-то выиграет, кто-то и проиграет – конечно, очень сложно. Наверное, помогает просто не задумываться об этом, действовать более спокойно, не обращать внимания на окружающую обстановку, на тревожность.

С.З.: А помогает или мешает понимание того, что у вас уже есть какие-то достижения? Когда вы приехали второй раз на всеросс, у вас было ощущение, что нужно себя обогнать, или наоборот – что, раз есть уже диплом, нужно просто написать в удовольствие себе?

Г.Ц.: Мысль, которую я повторял себе постоянно – что, даже если бы что-то не получилось, я бы сразу смог перед собой оправдаться тем, что у меня уже все есть, поэтому ничего страшного. Это помогло, опять же, с точки зрения нервов. Хотя я, в принципе, практически не нервничал. Нужно признаться, что я не очень волновался и в первый раз, а второй раз и подавно – нечего было нервничать. Те, кто нервничал, проиграли, не смогли ничего добиться; волнение может играть определяющую роль. Так что, если человек не может справиться с нервами, наверное, у него шансов немного, даже при серьезных, обширных знаниях. Это очень грубо звучит, но так оно и есть.

А.И.: Скажу честно: когда я второй раз ездил, мне было все равно, как все пройдет, и я переживал, да и то – не очень сильно, – только за несколько часов до объявления победителей и призеров.

С.З.: Ради чего вы пишете олимпиады?

Г.Ц.: Вполне логичный ответ, здесь может быть два варианта: в первую очередь, конечно, ради поступления, потому что связываться с ЕГЭ в принципе не хотелось никогда. Я и обратил внимание на эту олимпиаду только за счёт того, что была возможность обойти ЕГЭ, причем вполне легально, поступить независимо от него. Для меня это самый очевидный вариант. Второй вариант – денежный, и он тоже играет большую роль, разумеется, но я бы не сказал, что для меня это было на первом месте. Можно, конечно, съездить ради того, чтобы заработать чуть больше денег, но я бы, наверное, не стал. Странная вещь все-таки, это же не работа. В начале пути о деньгах я не задумывался.

А.И.: Вы, наверное, хотите услышать ещё про третий вариант, про какие-то незабываемые впечатления от всеросса, но я хотел бы в первую очередь получить право на поступление. Во второй раз, уже было ожидание каких-то новых впечатлений от другого города, других людей.

С.З.: Насколько возможно выиграть всеросс без интереса и любви к предмету?

Г.Ц.: На мой взгляд – совершенно невозможно. Для начала вопрос: а зачем тогда вообще этим заниматься, если нет интереса? Это будет попыткой заставить себя, через силу, через боль какую-то, наверное. Даже учитывая то, что мы не были самыми усердными учениками, нам приходилось постоянно «крутиться» вокруг определенных тем, не столько из пресловутой «базы знаний», сколько из всего, что находится вокруг: изучать причинно-следственные связи и т.д.

А.И. Я мало, что могу добавить. Если вы не любите предмет, это будет просто мучением, и так же и в обратную сторону: если вам нравится, то занятия олимпиадами будут в радость, и даже неудачи будут восприниматься не так болезненно.