Интервью с выпускницей Лицея, призером Всероссийской олимпиады школьников по истории, литературе, МХК, студенткой третьего курса МГИМО Екатериной Трошиной 

Автор интервью – Мария Нафталиева, ученица 10Д класса, победитель Всероссийской олимпиады  по литературе в 9 классе.            

 

“Важно понимать”

 Рассказ о том, как брать от жизни все, найти свою сферу и не потеряться самому

 

Здравствуйте, Екатерина! Спасибо, что согласились побеседовать со мной. 

Если вы не против, я бы хотела обратиться к теме олимпиадного движения, в котором вы активно участвовали, будучи лицеистом. Для многих из них это сейчас как никогда актуально. Ваше занятие олимпиадами стало органичным следствием любви к предмету или результатом совета “извне”? 

Добрый день! Я начала заниматься олимпиадами очень рано, еще с первого класса. Но дело в том, что до поступления в лицей у меня и моих родителей существовало представление о том, что я буду профессионалом в технической сфере. Я училась в математическом классе и углубленно занималась математикой и физикой. Первые олимпиады, которые я писала, были математическими. Мне кажется, важно иметь опыт участия в подобных олимпиадах, даже если в дальнейшем они не определят поступление человека, его профессиональную траекторию. Математика в принципе хорошо развивает мозги и дает возможность мыслить логически. А логика – это настоящее искусство, которое применимо и значимо в любой сфере. К олимпиадам, в дальнейшем позволившим мне поступить в университет, я пришла по чистой случайности. Всегда об этом говорю. Для общего развития решила сходить на московскую олимпиаду школьников по истории и стала призером. История всегда была мне интересна, но я даже не думала, что позже она составит значимую часть моей личности.

Далее последовала очень интересная цепочка событий. Мои родители узнали о наборе на выездную школу “для призеров олимпиад”. В тот момент они, как и я, ничего не знали о том, что такое “Всероссийская олимпиада школьников” и решили отправить меня на собеседование.  Это было лето после 7-го класса. Я пришла на собеседование, уверенная в том, что меня возьмут, потому что я призер олимпиады. В предыдущей школе, где я училась, мы не успели дойти до русской истории, а в лицее программа была устроена так: мы заново проходили всю мировую историю с первобытных времен. По этим причинам русскую историю я знала только в контексте культуры: музеи, концерты и спектакли составляли мой досуг. Мне задали вопросы по русской истории – я не ответила практически ни на один, исключение составили вопросы по культуре. Другие люди феноменально владели основами российской истории, но не смогли справиться с «культурным блоком». Руководство сделало ставку на второй тип вопросов. Они поняли, что человеку, разбирающемуся в культуре, будет проще надстроить теоретическую базу: экономическую, политическую, социальную. Культура – это первооснова. Сначала идет она, а затем все остальное. Меня взяли, но предупредили, что нужно будет очень много работать, чтобы стать призером. Тогда я не поняла этой реплики: думала, что уже им являюсь. 

Только приехав на эти сборы, я познакомилась с таким явлением как Всероссийская олимпиада школьников и заразилась олимпиадным духом. У меня все началось с чувства “корпоративной солидарности”, когда я увидела толстовки участников сборной. Я знаю, что многих людей это тоже очень сильно мотивирует. Сравню с эполетами, которые надо заслужить.

У нас были потрясающие преподаватели. Меня влюбили в предмет. Вернулась со словами: “Мама, спасибо что отправила меня туда, но, кажется, математика осталась за моими плечами”. Так и началась эта бесконечная олимпиадная история.  История как предмет – это фундаментальная наука, она требовала вложения времени и сил. Чего не могу сказать, так это того, что специально готовилась к литературе и МХК, в которых мне также удалось победить. Литература для меня всегда была предметом, означающим прекрасное знание текста художественного произведения-первоисточника, прозаической и стихотворной формы. Изучая историю, я уже имела представление об историко-культурном контексте. В него нужно было просто включить понимание литературного текста самого по себе. Про МХК и говорить нечего – культура всегда была для меня в приоритете.

Знаете, существует такое поверхностное убеждение, что чем больше предметов олимпиады человек готовит, тем сложнее. Может быть, это довольно примитивное понимание?

Нет, в какой-то степени я могу с этим согласиться. Ты должен присутствовать на сборах, мероприятиях различного рода, приходить писать все этапы олимпиады… Поездка на заключительный этап – это всегда колоссальное испытание. Как бы прекрасно человек ни владел предметом, он все равно будет ощущать себя на ринге. На самом деле Всероссийская олимпиада школьников – серьезная школа жизни. Когда сталкиваешься с жесткими и эмоционально тяжелыми условиями, ты можешь оказаться не готов к ним с психологической точки зрения. К сожалению, важно и то, какой тебе попадется текст, какая тема. Я горжусь людьми, которые участвуют в олимпиадах. Они огромные труженики. Мне очень хочется, чтобы каждый из них добился своего. Даже если их труд не окупится на олимпиадах, приобретенное все равно останется с ними и поможет в дальнейшем, я уверена. 

Как вы совмещали подготовку к олимпиадам с успешной учебой в школе не во вред другим предметам? Неужели не было того, что мы вежливо называем “расстановкой приоритетов”, когда ты решаешь оставить в стороне биологию, чтобы еще час почитать?

Хороший вопрос. Понимаете, я всегда была сторонником той точки зрения, что к любому предмету не нужно относиться как к учебнику. У многих такое отношение: “Надо прочитать, вызубрить, но то, что там написано, нам вроде как не нужно. “Мы же гуманитарии!” или “Мы же математики!”. Нет, это не так работает. Важно понимать сложность мира, в котором мы живем, и то, что здесь нет вещей, обособленных друг от друга. Без колоссального технического прорыва конца XIX-го века не было бы множества художественных течений начала века XX-го. Это лишь один из примеров. Я держала подобные мысли в голове, когда училась, и старалась в любом предмете найти соприкосновение с окружающей действительностью. Находя его, я понимала, что многообразие мира наконец-то открывается мне через эти точки входа и выхода. Это мотивировало меня уделять непрофильным предметам довольно много времени. Я до сих пор понимаю, насколько это значимо, ведь существование в закрытом историческом или литературном мирке – очень тяжелое существование. Ты не имеешь почвы под ногами. Ты хорош в поэзии Байрона, но не видишь дальше текста перед собой. Кроме того, любой технический предмет дает навыки аналитического мышления, важные и для гуманитарных специальностей. Многие ребята говорят, что не понимают математику и открещиваются от нее. Не надо так. Я думаю, что это страх неизвестного. Если у тебя не получается, ты чувствуешь, что не превосходишь кого-то в этом, то думаешь, что это не твое. Мы все в чем-то лучше и в чем-то хуже. Кто-то будет экспертом в одной области, а кто-то в другой, но общий базис знаний должен быть у всех. Это моё твёрдое убеждение.

Да, я полагаю, мы можем вспомнить в этом контексте, что история знает немало примеров того, как люди, которые занимались точными специальностями, медициной и биологией, потом оказывались прекрасными писателями или какими-то деятелями гуманитарной сферы, как будто желание материально разобраться в человеке и разобрать его по составным частям соотносится с желанием разобраться в его душевном устройстве. 

Именно. Мне кажется, найдется достаточно примеров, когда человек, специально не учившийся «гуманитарному» мастерству, оказался успешнее тех, кто изучал его. Среди писателей действительно много тех, кто изначально занимались совсем иными вещами. Писатель не обязательно должен учиться на филологическом факультете. Мой любимый пример того, как человек прославился в новой для себя области –Александр Бородин. Композитор, который на деле был химиком.  Это, опять же, к вопросу “Физики и лирики”. Неправда, что физики не могут чувствовать то, что должно быть свойственно нам, лирикам. Речь идёт об общечеловеческих темах, которые важны для всех одинаково. 

А где и как сегодня лицеисты могут пойти и узнать о внешнем проекте, который напрямую не связан с лицеем? О проекте Пушкинский.Youth, каких-то литературных и не только мастерских? Насколько мне известно, нет такого удобного форума, который бы оповещал подписчиков о приближении набора на такой-то конкурс. Как вы узнавали об этом?

Моя личная система поиска очень сложна за счет того, что в ней существует множество связей. С одной стороны, ты должен быть открытым, общаться с разными людьми, потому что часто проводниками в тот или иной мир для тебя становятся именно они. Те, кто «где-то» «чем-то» занимался и знает, что тебе это тоже интересно. С другой стороны, необходимо следить за медиа повесткой. Она – главный способ распространения информации в наших условиях жизни. Я знаю, что сейчас существуют специальные группы для учеников и студентов. Там пишут о конкурсах, грантах и форумах. Поскольку их организаторам нужно иметь какую-то рекламу, они отправляют анонсы в такие группы. В них можно почерпнуть для себя много интересного. В олимпиадной среде это развито потому, что олимпиадников рассматривают как потенциальных участников подобных событий. Поэтому на олимпиадные группы хорошо бы подписаться, даже если вы не занимаетесь олимпиадами. Добавлю, что интересующую вас тему нужно изучать со всех сторон, «раскладывая» на составляющие. В любой сфере, будь то математика, урбанистика или актёрское мастерство, существуют образовательные организации, соответствующие органы государственной власти, частные компании, отдельные знаковые личности. Все они тоже публикуют новости, оповещают о любопытных событиях на своих ресурсах. Так что способов узнать о необычных проектах очень много. Нужно научиться их использовать, предварительно определив то, что вам интересно. Можно очень любить литературу и быть подписанным на биологические паблики. В этом нет ничего плохого, наоборот, это прекрасно, и я всячески такое поддерживаю. Однако если вы хотите идти по литературной стезе, изучите ее вплоть до групп в социальных сетях. Уже сейчас вам это по силам. Возможно, вы еще не имеете навыков, чтобы существовать как полноценный член этой среды, но ничто не мешает вам проявить себя в качестве её исследователя. 

Если говорить о подобном нетворкинге, на ум приходит нечто взрослое и связанное со взаимодействием с преподавателями. Начинаешь думать, что знакомство со сверстниками, с кем-то, кто немногим старше тебя, здесь, в школе, вообще не будет тебе полезно. Мне интересно узнать, как это старое знакомство с лицеистами откликается в вашей сегодняшней жизни, если вообще влияет на нее?

Естественно влияет. Я не склонна рассматривать взаимоотношения с людьми с точки зрения пользы или её отсутствия. Мне кажется, это утилитарный подход. “Думаю, этот контакт мне обязательно пригодится”. Так не должно быть. Все-таки мы должны сохранять общечеловеческие принципы отношений. Уверена, что важно общаться с любым человеком, учиться слушать и понимать его. Это может быть очень непросто, и всё же обязательно. Кем бы ты дальше ни стал, ты будешь взаимодействовать с людьми. Да, существует деление на профессии, где это взаимодействие считается ключевым компонентом работы, и те, где оно сведено к минимуму. Но это условное деление. Любая работа – работа для людей. А люди очень разные. 

Линия взаимоотношений с преподавателями – то, что надо выстраивать. Причем важно не относиться к преподавателю как к говорящей голове, которая приходит и выдает какой-то объем информации. Это потребительское отношение мне не близко. Преподаватель всегда интересен как человек. При этом не стоит забывать и о сверстниках. Никогда не знаешь, кто сидит с тобой за одной партой, пока не познакомишься. У меня сохранились все лицейские контакты. Я очень ценю свое маленькое лицейское братство, сформировавшееся во время учебы в лицее. Мы до сих пор общаемся и несомненно будем общаться. Бывали замечательные ситуации. Например, девочка, которая сейчас учится на экономическом факультете, консультативно помогала мне с заданием в МГИМО. Я, в силу специальности, должна много времени уделять разнообразным экономическим темам. Это не профиль, а разбираться надо. У нас был специальный кейс от Райффайзен банка. Нужно было решить весьма серьезную и амбициозную задачу. Я поняла, что мне нужен кто-то, кто может прояснить отдельные моменты. Обратилась к ней, и мне помогли. Про такие связи никогда не знаешь, где и когда они выстрелят. Другая моя хорошая подруга оказалась замечательным фотографом и помогала с фотосъемкой на некоторых мероприятиях. 

Сверстниками не закончу. У некоторых есть ощущение, что ты должен общаться исключительно с ними, а вот то, что классом-другим младше – это люди неинтересные. Совершенно не согласна. С ребятами из «зелёных» также важно иметь диалог, учиться у них чему-то, помогать им. К слову, уже после выпуска в лицейских стенах я нашла прекрасную балерину и художников, которые спасли организуемую мной выставку. Такова сила лицейского сообщества. Резюмируя: как преподаватели и ровесники, так и ребята младше – это двери, которые определённо стоит открывать и в которые нужно заглядывать. 

Лицеистам очень важно понимать это уже сейчас, не стараться абстрагироваться в силу таких подростковых желаний как: “Ах, оставьте меня, я романтический герой!” 

Такое состояние нормально, оно бывает всегда. Я полагаю, его нужно просто пережить. Кроме того, необязательно же ходить с протянутой рукой, ко всем подлетать – это странный метод взаимодействия. Если ты готов к содержательному общению, люди найдут тебя, а ты – их. Всегда так работает. Кого-то можно найти просто случайно, вместе сев на заднюю парту. 

Нужно изначально иметь установку на открытость?

Важно не бояться. Среди моих знакомых есть люди, которым тяжело идти на прямой контакт. Я всегда пыталась им объяснить, что другой человек, стараясь начать общение, не хочет сделать плохо. Скорее всего, он даже будет бояться сам. Основано на личном опыте – иногда я боялась нарушить коконы своих по натуре закрытых друзей, нужно было долго притираться. При этом все они оказывались невероятными, и я их очень люблю. Несомненно, к каждому должен быть индивидуальный подход, общение – ядро человеческого существования. Еще Аристотель об этом говорил. 

Вы взаимодействовали не только со сверстниками, но и с преподавателями. Стал ли кто-то из них для вас ментором, который сыграл значительную роль в вашей жизни?

Ох, сейчас начнется церемония вручения Оскара и список благодарностей. Я очень признательна каждому преподавателю, которого я встретила на своём пути. Каждый из них внес тот самый вклад. Учитель в этом случае выступает и как специалист в определенной сфере, и как человек. Екатерина Александровна Палт была моим классным руководителем. Классные руководители – удивительные люди, к которым я испытываю глубокое уважение. Это огромный труд: наличие определенного количества ребят, за которых вы несете ответственность и с которыми нужно выстраивать такую систему взаимодействия, чтобы всем было комфортно, все прекрасно себя чувствовали и развивались в желаемых направлениях. 

Наталья Николаевна Огнева – тоже мой куратор и замечательный преподаватель литературы. Посчастливилось учиться у неё в 9-м классе. Конечно же, Наталия Николаевна Климова… Это человек, который позволил мне 10 уроков рассказывать биографию Льва Николаевича Толстого! Я думаю, это так важно – понять, что нужно человеку и дать ему раскрыться! Для меня это было очень ценно, и я благодарна за то, что эти уроки были. Наталия Николаевна приходила на открытие моей выставки. Мы с ней и сейчас прекрасно общаемся. 

У меня осталось ярчайшее впечатление от уроков биологии Людмилы Васильевны Князевой. Я очень их любила, несмотря, опять же, на гуманитарную специальность. 

Любопытно, что недавно я поняла, насколько занимательной страницей моей жизни является Евгений Исаакович Вощинников. Благодаря нему я некоторое время хотела поступать на операторский факультет ВГИКа – была в полном восторге от оптики. Повторюсь ещё раз – важно, чтобы преподаватель был личностью. 

Примером для подражания стала Наталья Юрьевна Червен-Водали (она вела историю в моём социально-гуманитарном классе). В ней всё говорит о колоссальной силе воли и дисциплине: умение ставить задачу, умение ее достичь, умение работать с большим коллективом и при этом готовность с каждым что-то обсудить и каждому помочь. 

Я обожала (чего уж там греха таить) уроки МХК Марии Владимировны Ивашиной, вспоминаю о них с большой теплотой и надеюсь, что у нас еще будут совместные проекты. Недавно она предлагала мне подумать об этом. Я бы с большой радостью занялась чем-то подобным. Мария Владимировна делает большое дело, преобразуя пространство лицейского музея. Это потрясающе! Я помню, что, когда открывался первый музей, уже было ощущение того, насколько значимо происходящее. Сейчас я очень счастлива, что эта традиция развивается. 

Точно кого-то упустила, утонув в воспоминаниях. Лицейские преподаватели велики. Каждый из них – это эпоха, большой Человек, который всегда со мной. 

Не всякий может похвастаться тем, что он буквально учится в музее или даже сразу в нескольких музеях. Мне кажется, скоро лицей превратится в своеобразный мультикультурный центр… 

Я, как человек, который навсегда духовно связан с Пушкинским музеем, скажу, что на различных занятиях в нём нам объясняли: “Даже если какие-то искусствоведческие знания вы упустите, даже если вы просто будете смотреть на эти картины, на эти предметы искусства, у вас будет формироваться другое впечатление о мире и о жизни”. Наш мозг и наши органы чувств впитывают все, как губка. Окружите себя достижениями культуры, науки, и ваше восприятие этого мира будет иным, чем если вы ограничитесь лентой социальной сети. А ведь жизнь – это спектр случаев, которые не гуляют в Интернете, предпочитая иные «локации». Нужно быть готовым к тому, чтобы ими воспользоваться. 

Выпускников часто спрашивают, есть ли что-то, о чем они жалеют, чего не достигли, в чем не участвовали, будучи в лицее?

Честно говоря, нет. Глобально я человек, который ни о чем не жалеет, потому что моё отношение к происходящему сводится к тому, что все, что ни делается, – к лучшему. Даже если в моменте кажется, что это трагедия и дальше жить нельзя – можно! 

Я так много «получила» в лицее, что я, наверное, даже больше пугаюсь того, смогла ли я «отдать» нечто в том же масштабе. Стараюсь помогать родным стенам и сейчас. Выпускникам нельзя забывать то место, где они стали собой. Убеждена, что, если бы не лицей, меня бы сейчас не было. Поэтому ни о чем не жалею, очень счастлива, что лицей был в моей жизни! Родители часто вспоминают, что, когда я здесь училась, они никогда не сомневались, что лицей – место, где обо мне всегда позаботятся. 

Меняя этот ретроспективно-ностальгический взгляд, я бы хотела спросить, насколько проницаема мембрана между разными областями гуманитарного знания. Как вам кажется? 

Я не люблю слово “невозможно” – мембрана безусловно проницаема. В основе всех гуманитарных дисциплин лежит философия, не будем забывать об этом. Если у тебя есть общегуманитарная база, ты можешь нанизывать на нее все, что угодно. Не буду умалять заслуги экспертов в разных областях: они обладают специфическим набором знаний в зависимости от их сфер деятельности. И все же, если ты хочешь что-то поменять и развиваться в другом направлении, у тебя всегда есть такая возможность. Хороший пример… Являясь членом Театра-студии МГИМО, я знаю легенды, которые ходят об одном выпускнике института – он тоже занимался в Театре-студии. Выпустившись из университета, какое-то время работал по специальности. А в 26 лет понял, что не может идти против призвания – хочет быть актером. Взял и перепоступил в ГИТИС. Сейчас он является актером Театра имени Владимира Маяковского. Очарование этой ситуации в том, что он тоже выпускник лицея, иногда приходит к Елене Михайловне Крамчаткиной помогать ребятам с их ученическими постановками. Не могу не отметить, что Елена Михайловна в мои лицейские годы была мне уникальным другом и чудесным наставником. 

На самом деле профессиональный выбор – это очень большая проблема сейчас. Многим ребятам страшно. Кто-то говорит открыто, кто-то внутренне переживает, на кого-то давят родители. Кажется, что выбор, который ты сейчас сделаешь, безвозвратный, его нельзя отменить. Но он просто превратится в опыт на самом деле. Может быть, даже поможет тебе в новой специальности.

Я абсолютно с вами согласна. По-человечески понимаю это состояние – страх, естественный для нас всех. Даже люди, “дошедшие до степеней известных”, в какие-то минуты своей жизни думают над вопросами, которые сопровождали и будут сопровождать человека: действительно ли они занимаются тем, чем нужно, и куда дальше двигаться. Но страх важно перебороть, хотя это и не так просто. Спустя время ты будешь оглядываться и понимать, что такой опыт был нужен для того, чтобы быть там, где ты оказался сейчас. 

Ситуация с родителями мне отчасти знакома. Моя мама – человек строгий. Естественно, были переживания за моё будущее, что выражалось и в некоторых размолвках. Зато однажды она просто сказала мне, что спокойна, мол, я сама могу делать выбор, понимая, какой вариант будет уместнее. Не сомневаюсь, что родители всегда хотят только лучшего для своих детей. Правда, детям иногда кажется, что это не так, потому что родительское мнение идет вразрез с их собственными представлениями о том, что «хорошо», а что «плохо». Но родителей можно понять: видеть, как ребёнок находится в процессе определения своего профессионального пути, – страшно. 

Что вы можете посоветовать по выстраиванию диалога с родителями в этом свете? Как сесть за стол переговоров? Как отстаивать свой выбор? 

Не нужно идти ни на какой конфликт. Всем нам иногда очень хочется поругаться, но не надо терять понимание того, что действия обеих сторон – это действия, мотивированные любовью к стороне противоположной. Жутко, что именно из-за любви порой происходят ужасные вещи: все хотят помочь, и в итоге все оказываются несчастными. Но родители правда хотят как лучше. Эту мысль нужно усвоить подобно аксиоме. Они действительно вас любят. Просто у них другой жизненный опыт, другое понимание того, что такое «лучше». В свою очередь не забывайте (и периодически напоминайте другим), любовь про другое – про созидание, а не разрушение. Говорите: “Хорошо”, параллельно сохраняя свои интересы. Ваши успехи в выбранной сфере не останутся не замеченными родителями – они убедятся, что вы действительно готовы сами нести ответственность за свои поступки.